Чтобы искоренить
коррупцию на дорогах, Росавтодор намерен создать на федеральных трассах сеть
автоматизированных пунктов весового контроля, которые будут функционировать по
аналогии с действующей системой фиксации скоростного режима.
В
последнее время рынок тяжеловесных автомобильных перевозок стремительно растет.
В 2011 году грузооборот на автотранспорте вырос на 15%, а объем перевозок
увеличился на 11%, тогда как рост железнодорожных перевозок не превысил 4%.
Многие грузоотправители видят в автотранспорте альтернативу железной дороге,
которая переживает глубокий кризис из-за сбоев в системах диспетчеризации и
управления вагонным парком. В этом смысле показателен рост объемов продаж
среднетоннажных тяжеловесников, который в прошлом году составил 22%. Тяжелых тяжеловесников
массой от 16 т было продано на 64% больше. За последние пять лет парк тяжеловесных
автопоездов вырос на 60%. В его основе - современные автопоезда массой до 40 т
и с нагрузками на оси от 6,5 до 11 т.
По
федеральным автомагистралям разрешено движение автопоездов с осевой нагрузкой
до 11,5 т. Такие параметры позволяют беспрепятственно осуществлять
грузоперевозки современным автотранспортом. Однако, по официальной статистике,
около 30% фур на федеральных дорогах двигаются с перегрузом, оказывая
разрушительное воздействие на дорожную сеть. В период весенних ограничений
многие грузоперевозчики заключают договоры с поставщиками продуктов питания,
горючего или удобрений и перевозят грузы под видом продукции первой
необходимости.
В
странах Евросоюза весовые параметры тяжеловесного транспорта жестко
контролируются. Не случайно случаи нарушений единичны и в объеме грузоперевозок
не превышают 2%. Чтобы навести порядок на российских дорогах, Росавтодор
намерен не только фактически с нуля создать сеть весового контроля, но и
перевести ее в полностью автоматизированный режим работы с помощью современных
телекоммуникационных технологий.
Придорожное трио
Сегодня
на федеральной сети автодорог работает 54 стационарных пункта весового
контроля. Для сравнения: в США 15 тыс. постов весового контроля.
Посты
весового контроля (здание и весы) принадлежат Федеральному дорожному агентству.
Взвешивание проводят сотрудники Росавтодорнадзора. Штрафы выписывают сотрудники
ГИБДД.
Контроль
за весовыми параметрами устроен следующим образом. Автопоезд, остановленный
сотрудником ГИБДД, заезжает на весовую платформу. Прибор фиксирует весовую
нагрузку первой оси. Автомобиль продолжает движение, на весах остаются лишь
задние колеса. Весы показывают, есть ли перегруз по задней оси. Если перегруз
есть, то машина в сопровождении дежурящего на посту сотрудника ГИБДД съезжает
на обочину. Оператор поста весового контроля с помощью компьютерной программы
высчитывает размер штрафа, заполняет акт о превышении допустимой нагрузки на
ось тяжеловесника. Протокол административного правонарушения выписывает
сотрудник ГИБДД.
Эффективность
работы пункта весового контроля напрямую зависит от того, дежурит ли при нем
автоинспектор. Лишь на 27 пунктах весового контроля Ространснадзор работает
совместно с управлениями ГИБДД. "Без сотрудника ГИБДД работа на постах
весового контроля низкоэффективна", - признается сотрудник Росавтодора.
Ведь инспекторы Госавтодорнадзора вправе провести взвешивание транспортного
средства и составить акт. Но они не вправе останавливать транспортное средство,
а тем более накладывать штрафы - это может сделать только сотрудник ГИБДД. В
свою очередь, сотрудники ГИБДД не имеют полномочий осуществлять контроль за
соблюдением весовых параметров тяжеловесного транспорта в период весенних ограничений.
Факт нарушения осевой нагрузки может быть выявлен только в результате
инструментального взвешивания.
Бесконтактное взвешивание
В
мае 2011 года в Твери на совещании, посвященном развитию дорожной
инфраструктуры, Владимир Путин поручил передать функции по весовому контролю в
полном объеме Ространснадзору. И это логично, если все функции будут переданы
одному ведомству, которое получит право останавливать нарушителей, проводить
контрольные мероприятия, составлять протоколы и принимать меры к нарушителю.
Многие
эксперты уверены, что централизация и межведомственная координация необходимы,
однако
на повестке дня
остается проблема высокого уровня коррумпированности сотрудников на постах
весового контроля.
Перевозчики,
транспортирующие "сверхнормативный" груз, часто решают вопрос
взятками. "Нынешнее состояние автомобильных дорог - это следствие
тотальной коррупции контрольных надзорных органов, в первую очередь постов
весового контроля", - уверен лидер межрегионального профсоюза
"Дальнобойщик" Валерий Войтко. По его мнению, чтобы воспитать
недобросовестных перевозчиков и побороть коррупцию, необходимо исключить из
взаимоотношений этих двух сторон грузоперевозок человеческий фактор. Возможно
ли это?
Оказывается
- да. Росавтодор уже реализует пилотные проекты по применению бесконтактного
способа весового контроля - когда взвешивание и видеофиксация осуществляются в
автоматическом режиме. "Эта технология практикуется за рубежом. Висят
видеокамеры, в проезжую часть вмонтирована рейка, машина проезжает через рейку,
и если весовые параметры превышены, то видеокамера фиксирует номер автомобиля и
владельцу высылается штраф. Поскольку высокий скоростной режим дает погрешность
в измерении, на трассах будут устанавливаться контрольные весы. На них надо
будет заехать - если нарушение не подтвердится, то взыскание не накладывается.
Если же водитель проигнорировал сигнал о превышении нагрузки на ось и не заехал
на контрольный пункт - с него взимается повышенный штраф", - разъясняет
технические детали руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин. Стоимость одного
поста автоматической видеофиксации весового контроля для двухполосной дороги
составляет 15-18 млн. руб.
По
мнению г-на Войтко, автоматические системы весового контроля - дорогое
удовольствие, однако именно они могут оказаться крайне эффективными. "Если
в течение трех-четырех месяцев на автоперевозчика и грузоотправителя будут
приходить штрафы, которые сейчас уже прописаны в КоАПе,- по 400, 600, 800 тыс.,
то через месяц перетяжеловесн не будет", - уверен он. "На
автомате" будут приходить "письма счастья" на оплату штрафов,
так теперь будем бороться с нарушителями", - радуется чиновник
Росавтодора.
Почтальон для "писем счастья"
Однако
чтобы "письма счастья" приходили "на автомате", нужно
разработать алгоритм функционирования такой системы в масштабах страны.
Внедрение такого механизма опять же упирается в проблемы межведомственной
координации.
"Это
гораздо сложнее, чем штрафовать за превышение скорости, когда фиксируется один
параметр. Здесь же их несколько - нужно определить весогабаритные параметры,
расстояние между осями, выяснить, есть ли у водителя спецразрешения на
перевозку тяжеловесных тяжеловесн, распространяются ли на него какие-либо
исключения. База данных спецразрешений создана Росавтодором еще в прошлом году.
Но нужна полностью автоматизированная система контроля, интегрированная по всей
цепочке с базами данных различных ведомств - ГИБДД, Транснадзора, ФДА. С тем
чтобы она позволяла безошибочно идентифицировать нарушителя и направить ему
квитанцию на оплату штрафа. А то сейчас расстояние между осями приходится
визуально измерять - рулеткой", - говорит начальник управления
эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь Астахов.
Несколько
автоматических постов уже работают в пилотном режиме.
Например,
один из них функционирует на дороге Вологда - Новая Ладога в Вологодской
области. Два поста есть в Сочи на дорогах Адлер - Красная Поляна и Джугба -
Сочи. По одному - на дороге "Кола" в районе Петрозаводска, на М-9
"Балтия" в районе Ржева. Однако из-за отсутствия единой системы на
постах в автоматическом режиме осуществляется только беспристрастный мониторинг
проходящих транспортных средств (без дальнейшей взаимосвязи с базами данных
ГИБДД).
По
информации члена правления госкомпании "Российские автомобильные
дороги" Александра Целковнева, совместно с Федеральным дорожным агентством
, ГИБДД, Ространснадзором проектируется 9-12 постов автоматического контроля на
автодорогах М-4 "Дон", М-3 и M-1 "Беларусь". Кроме того,
Росавтодор планирует установить полностью автоматизированный пост весового
контроля в Московской области на Малом бетонном кольце. "Надеемся, что к
пилотным проектам подключатся региональные администрации. Ведь если мы опутаем
сетью весового контроля федеральные трассы, то многие водители будут пытаться объезжать
посты и попросту разобьют региональные дороги. Чтобы контроль был неотвратимым,
он должен охватывать всю сеть автодорог", - резюмирует г-н Астахов.
Фото:
11rus.ru
Источник: http://коррупция на дорогах, автоматические ворота, автоматика на дорогах |