Проблема организации круглосуточного контроля за состоянием тепловых сетей и работой оборудования систем теплоснабжения (ЦТП, ИТП) в большинстве регионов РФ не решена.
Разработка и внедрение систем оперативного диспетчерского управления и контроля является необходимым условием для более эффективного управления работой системы теплоснабжения, более качественного снабжения потребителей тепловой энергией. Одновременно обеспечивается безопасная работа системы благодаря предоставлению информации о режимах и параметрах в любой момент времени, что дает возможность оперативно реагировать на аварийные и внештатные ситуации.
В России с развитием коммерческого учета тепла возможностями диспетчеризации все чаще интересуются тепловые компании. Подключение ЦТП и ИТП к сетям сбора данных может не только облегчить контроль и управление оборудованием, но и упростить ведение расчетов за поставляемые энергоресурсы как с теплогенерирующими предприятиями, так и с управляющими компаниями и ТСЖ, позволит контролировать работоспособность приборов учета.
Системы диспетчеризации системы теплоснабжения обеспечивают: · реальную и полную картину состояния всех объектов в любой момент времени; · круглосуточный мониторинг контролируемых объектов по перечню параметров; · возможность выдачи аварийных сообщений на экран монитора, принтер или звуковых и световых предупреждений о нештатных и аварийных ситуациях; · подсчет времени работы оборудования и предупреждение о необходимости проведения профилактических и регламентных работ и, за счет этого, продление срока службы инженерных систем; · создание единой базы оперативных и архивных параметров технологических процессов (температура, давление, расход, тепловая мощность и количество тепловой энергии теплоносителей, работоспособность оборудования и т. д.); · дистанционную диагностику оборудования и каналов связи; · генерацию отчетов об отпуске и потреблении энергии и энергоносителя, отчетов о неиспользованной тепловой энергии по результатам контроля; · ведение журнала событий; · представление информации в удобном для анализа виде (таблицы, графики, диаграммы); · дистанционный диспетчерский контроль за возникновением нештатных ситуаций на автоматизированных объектах; · систему контроля доступа на автоматизированные объекты; · расширение возможностей обслуживающего персонала при сокращении численности; · возможность сбора статистической информации и прогнозирования; · коммерческий учет потребления энергоресурсов (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия).
В зависимости от характеристик автоматизируемого объекта и объема обрабатываемой информации, структура построения систем диспетчеризации реализуется в каждом случае индивидуально.
Эффективность программ, обеспечивающих функционирование диспетчерской службы, во многом зависит от правильной организации каналов связи с объектами и организации компьютерной сети между подразделениями и службами предприятия. Необходимо предусмотреть элементы, обеспечивающие резервирование компьютерной сети, а также обеспечить серверы и оборудование каналов связи системой гарантированного электропитания.
Каналы связи между различными уровнями системы могут быть проводными и беспроводными, с использованием выделенных и коммутируемых телефонных линий, локальных компьютерных сетей, сетей сотовой связи, радиоканалов и т.п. Используются технологии GPRS, Ethernet, WiFi и др.
Современные технологии позволяют решить все эти задачи и обеспечить высокие скорости передачи информации.
Диспетчеризация системы теплоснабжения позволяет осуществить: · регулирование подачи количества теплоты в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха; · ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем перекрытия клапана регулятора теплоты на отопление; · поддержание требуемого перепада давлений в подающем и обратном трубопроводе тепловых сетей на вводе ИТП; · поддержание заданной температуры воды, которая поступает в систему горячего водоснабжения здания; · анализ теплопотребления в различные сезоны – зима, лето, межсезонье – и определение алгоритма работы системы для каждого такого периода.
Заключение
При грамотном подходе к реализации проектов систем диспетчеризации, можно значительно экономить тепловую энергию за счет ее эффективного использования и снизить эксплуатационные издержки, за счет сокращения обслуживающего персонала.
По оценкам специалистов внедрение указанных систем приводит к экономии тепловой энергии приблизительно на 10-20%!!!, http://energosber.info